Кустова Ольга Ивановна Рахаева Любовь Павловна Сурикова Вероника Вениаминовна
учитель-логопед воспитатель воспитатель
Программа коррекционной работы для детей с ОНР
Цель программы: обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, детей – инвалидов).
3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с ОНР в МДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами.
4. Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК и ПМПк).
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование пол¬ноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и син¬теза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов про¬изношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальней¬шее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования
- уточнение значения используемых синтаксических кон¬струкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических кон¬струкций.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры вы¬сказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точ¬ное и четкое формулирование мысли в процессе подго¬товки связного высказывания;
- отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения вы¬сказывания в тех или иных целях общения (доказатель¬ство, рассуждение, передача содержания текста, сюжет¬ной картины).
4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адек¬ватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией,заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват¬ным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учеб¬ной работы (начало формирования связного высказы¬вания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развер¬нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связ¬ных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использовани¬ем новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка от¬ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы).
КОНСУЛЬТАЦИИ
Что спрашивают на ПМПК?
Развитие фонематического слуха у детей
Сайт "Играемся"(дидактические игры для дошкольников)
Серия консультаций для родителей по речевому развитию детей
Игровые приёмы в логопедической практике
Игры для развития дыхания
Дидактическая игра "Мышкины запасы"
Дидактическая игра "О чём мечтает рыбка?"